ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ
Ценообразование, объемы
Новости СМИ2
Приветствую Вас, Гость · RSS 29.04.2024, 02:00
Ценообразование на рынке ценных бумаг. Объем

   Цели, задачи, принципы ценообразования на рынке ценных бумаг.Ценообразование как процесс определения цен на рынке ценных бумаг осуществляется по определенным правилам, с использованием конкретных методов, на основе общепринятых принципов и с учетом отдельных факторов.Постановка целей ценообразования зависит от избранной стратегии. Можно выделить следующие стратегии ценообразования на рынке ценных бумаг:

- захват рынка путем установления низкого уровня цен;

- получение значительного дохода на основе установления высоких цен размещения ценных бумаг;
- постоянное присутствие на рынке при установлении цены на конкурентном уровне.

Целями ценообразования на фондовом рынке могут быть:


- сбалансированность спроса и предложения,

- захват рынка и устранение конкурентов, привлечение инвестиций,
- передел собственности.

Задачами ценообразования на рынке ценных бумаг являются:


- отражение реального спроса и предложения;

- реализация конкретных целей ценообразования, учет разнообразных факторов.

К основным принципам ценообразования относятся следующие:


- научный подход,

- целевая направленность,
- сопоставимость по разным периодам времени,
- учет уровня цен на аналогичные финансовые инструменты,
- отражение реального уровня затрат на фондовые операции.

  Методы, использующиеся в процессе ценообразования на рынке ценных
бумаг
  Ценообразование на рынке ценных бумаг осуществляется экспертным, аналитическим, статистическим, нормативно-параметрическим (балльным),
балансовым методами и на основе экономико-математического моделирования. Экспертный метод состоит в обобщении ряда экспертных оценок специалистов по имеющимся тенденциям и возможным направлениям изменения цен. Метод требует тщательного подбора экспертов и детального отбора анализируемых состояний. Аналитический метод основан на анализе большого числа разнообразных источников информации. Сущность данного метода заключается в системном анализе составных элементов цены и факторов, повышающих или понижающих ее
уровень. Факторный анализ при этом позволяет учесть одновременное влияние на объект ценообразования различного рода факторов и оценку степени их положительного и отрицательного воздействия. Статистический метод основан на использовании ряда статистических приемов в ценообразовании на рынке ценных бумаг. Метод базируется на статистическом анализе с применением средних величин, индексов, дисперсии (абсолютного отклонения от средних величин), а также на корреляционно- регрессионном анализе. В настоящее время наиболее активно в ценообразовании на рынке ценных бумаг используются фондовые индексы, которые позволяют определить общую тенденцию изменения конъюнктуры рынка на определенные виды ценных бумаг. Нормативно-параметрический (балльный) метод на практике реализуется  следующим образом. Ценная бумага или фондовая операция характеризуется рядом параметров. Каждая инвестиционная характеристика ценной бумаги или фондовой операции (параметр) имеет определенный диапазон нормативных значений. Выбранная нормативная единица оценивается определенным количеством баллов. Далее баллы суммируюся и полученная общая сумма баллов умножается на принятую заранее стоимостную оценку одного балла. В результате параметры, нормативное значение каждого из которых оценено с помощью баллов, определяют уровень цены. Балансовый метод основан на том, что движение стоимости ценных бумаг отражается в балансе любого хозяйствующего субъекта. Номинальная стоимость облигаций показывается в балансе при отражении выпуска краткосрочного или долгосрочного займа. Номинальная стоимость акций лежит в основе отражения уставного капитала. Разница между рыночной стоимостью ценных бумаг отражаетСя в балансе как эмиссионный доход. На основе стоимости чистых активов предприятия определяют цену выкупа акций. Экономико-математическое моделирование основано на построении различных моделей ценообразования. Под моделью ценообразования понимается математическая или иная схема, отображающая процесс формирования цены. На рынке ценных бумаг могут использоваться концептуальные, математические, структурные, статистические, факторные, матричные, графические, логические, иммитационные модели ценообразования. Концептуальные модели учитывают определенные подходы, концепции (систему взглядов на процесс формирования цен на рынке ценных ценных бумаг). Например, по стоимостной концепции цена на рынке ценных бумаг моделируется как денежное выражение действительной
рыночной стоимости. Концепция равновесия исходит из того, что цена на фондовом рынке отражает равновесие спроса и предложения на определенную
ценную бумагу в момент совершения фондовой операции. Математические модели исходят из строго определенных математических зависимостей, характеризующих процесс ценообразования. Трендовые модели строятся на основе зависимости цены от ряда величин, характеризующих устойчивые тенденции и колебания на фондовом рынке. Модели компонентного анализа определяют зависимость уровня цены от определенных компанент (составных частей) рынка ценных бумаг. Структурные модели включают анализ составных элементов определенной цены, взаимосвязей между ними и их влияние на изменение уровня цен.

Статистические модели основаны на отражении статистических закономерностей и отклонений от них. При этом в начале теоретически обосновывают выбор вида зависимости и оценивают параметры модели на основе построения динамических рядов статистических наблюдений, проверки соответствия выбранного типа модели конкретным условиям ценообразования. Модели могут иметь статистический, динамический характер; могут быть линейными, многомерными; разрабатываться с использованием компьютерных технологий или вручную; применятся повсеместно или в отдельных частных случаях.


Факторы, оказывающие влияние на ценообразование на рынке ценных бумаг.
 
На ценообразование на рынке ценных бумаг оказывают влияние традиционные факторы (уровень предложения, конкуренция, затраты или издержки), так и специфические (тип, вид, разновидность, срок обращения, инвестиционные качества ценных бумаг; рейтинг и деловая репутация, отраслевая принадлежность и территориальное местонахождения эмитента; инвестиционный

климат и инвестиционная емкость сегмента рынка; вид фондовых операций; место и время ценообразования). Наиболее важным фактором ценообразования на фондовом рынке является
соотношение спроса и предложения. Для развития рынка ценных бумаг необходимо наличие предложения разнообразных ценных бумаг, с одной стороны, и реального спроса на них – с другой стороны.
  Взаимодействие спроса и предложения приводит к равновесию рыночных цен биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами. Равновесие спроса и предложения характеризуется таким уровнем рыночных цен на ценные бумаги, при котором полностью удовлетворяется спрос и реализуется предложение.
Неудовлетворенный спрос ведет к повышению, а избыточное предложение – к снижению цен на ценные бумаги.
 Особое значение в процессе ценообразования на рынке ценных бумаг имеет конкуренция, которая влияет на уровень цен понижательно (при монопольном развитии рынка) или повышательно (при наличии монопсонии на рынке).
Монополия при этом характеризуется преобладанием на рынке ценных бумаг отдельных эмитентов. Монопсония означает господство на фондовом рынке определенных инвесторов. В настоящее время рынок ценных бумаг России характеризуется одновременным наличием и монополии эмитентов и монопсонии инвесторов.
 Уровень цен на рынке ценных бумаг также зависит от того, какие затраты (издержки), связаны с выпуском, обращением и другими фондовыми операциями.
Структура традиционных факторов, влияющих на ценообразование на рынке ценных бумаг показано в таблице:
 Традиционные факторы, влияющие на формирование уровня цен на фондовом рынке.

|Факторы спроса       |Факторы предложения |Факторы издержек      |Факторы |

|                             |                                |                                |конкуренции |
|Величина                |Своевременность и      |Затраты на эмиссию    |Общее число |
|отложенного спроса |обоснованность          |Маркетинговые           |инвесторов |
|на фондовом рынке  |объема и времени        |издержки                   |Число аналогичных |
|Общая                    |предложения              |Затраты на                 |фондовых |
|инвестиционная       |Наличие аналогичных   |проведение                |предложений и |
|емкость фондового   |предложений              |конкретной фондовой  |величина |
|рынка                     |Инвестиционные          |операции                   |отложенного |
|Наличие                  |качества                    |Оплата услуг              |инвестиционного |
|аналогичных            |предлагаемых ценных   |посредников              |спроса |
|предложений           |бумаг                         |Налогообложение        |Цены на |
|Цены на другие        |Соответствие цен        |Ожидаемый доход       |аналогичные |
|финансовые            |предложения               |(прибыль)                  |финансовые |
|инструменты            |потенциальным           |                                |инструменты у |
|Учет предпочтений   |ожиданиям                 |                                  |конкурентов |
|инвесторов              |инвесторов                |                                |                         |
|Мотивация действий |                                |                                |                         |
|инвесторов              |                                |                                |                         |

 Специфические факторы оказывают разнонаправленное влияние на различные виды цен. Например, тип, вид, разновидность ценной бумаги и срок обращения в основном учитываются при определении ее номинальной цены. Инвестиционные качества ценной бумаги имеют определяющее значение при установлении ее эмиссионной цены.
 Рейтинг, деловая репутация, отраслевая принадлежность и территориальное местонахождение эмитента во многом определяют уровень биржевой цены. Инвестиционный климат и инвестиционная емкость рынка влияют на определение рыночной цены. Вид фондовой операции влияет на уровень цен посредством отражения различного уровня дополнительных затрат. Место и время ценообразования отражается на уровне биржевых цен.

 Виды цен, применяющиеся на рынке ценных бумаг

На рынке ценных бумаг применяются следующие виды цен:

 
1) номинальная – устанавливается при выпуске (эмиссии), фиксируется в проспекте эмиссии и обазначается на бланке ценной бумаги при

 документарной форме выпуска. Является неизменной для данного выпуска ценных бумаг. Уставной капитал акционерного общества определяется путем умножения номинальной цены одной акции на число акций;
2) эмиссионная – является ценой размещения выпуска ценных бумаг. Она зависит от определенных качеств ценной бумаги, условий размещения эмиссии. В отдельных случаях может приравниваться к номинальной цене;
3) биржевая – определяется на бирже в процессе торгов. Зависит от конъюнктуры биржевого рынка по торгуемым ценным бумагам.
 Фиксируется минимальная, максимальная и средняя цена биржевых сделок. Ее уровень зависит от вида биржевых сделок;
4) рыночная (курсовая) – отражает соотношение спроса и предложения.
Рассчитывается как средняя по совершенным сделкам на вторичном
рынке ценных бумаг;
5) балансовая – определяется на основании данных баланса путем деления
общей стоимости имущества предприятия на число акций или суммы
займа на число аблигаций;
6) учетная – является фиксированой, так как используется при
регистрации (учете) сделок с ценными бумагами на вторичном рынке
ценных бумаг;
7) дисконтированная, или текущая – определяется с учетом дисконтных
множителей, норм инвестирования;
8) базисная – используется как фиксированная цена в контрактах на
ценные бумаги.

Выделяют следующие критериальные признаки ценообразования на различные виды ценных бумаг:

 1) форма ценообразования – на законодательной основе (государственные
ценные бумаги), по определенному регламенту (цены на фьючерсные контракты на бирже), произвольно (цены на акции на вторичном рынке);
 2) органы ценообразования – Государственная дума (определение уровня цен в законах о выпуске государственных ценных бумаг), органы
 законодательной власти субъектов Федерации (определение уровня цен на ценные бумаги субъектов Федерации при принятии законов об их выпуске), органы местного самоуправления (при утверждении нормативно- правовых актов о выпуске в обращение муниципальных ценных бумаг), общее собрание акционеров акционерных обществ (при эмиссии акций);
 3) процедура ценообразования –строго регламентированная (по корпоративным и государственным ценным бумагам) и произвольная (по опционам,. варрантам);
 4) общий методический подход – ориентация на рыночное соотношение спроса и предложения, на конкуренцию или издержки;
 5) информационная открытость («прозрачность») – процесс ценообразования может быть как открытым (государственные и корпоративные эмиссионные ценные бумаги), так и закрытым, конфеденциальным (неэмиссионные ценные бумаги).

  Особенности ценообразования на государственные ценные бумаги
 
Процесс ценообразования на государственные ценные бумаги строго регулируется специальными законами об их выпуске. Общая сумма

государственного займа, оформляемая конкретным выпуском государственных ценных бумаг, зависит от величины бюджетных потребностей, размера дифицита государственного бюджета. Цена государственной ценной бумаги, как правило, включает в себя номинал, доход в форме купона или скидки (дисконта) при покупке и курсовой (рыночной) надбавки. Уровень доходности зависит от срока до погашения (чем ближе срок погашения, тем выше доходность) и затрат по приобретению (оплата услуг брокеров, дилеров, консультантов и прочих участников рынка ценных бумаг).
 Рыночная цена облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ) складывается из суммы их номинала, накопленного купонного дохода и курсовой  надбавки. Рыночная цена казначейских обязательств зависит от наминала, дисконта, с которым они размещались, а также от курсовой (рыночной) надбавки и установленной государством ставки доходности от наминала.
Рыночная цена облигаций внутреннего государственного валютного займа зависит от курса валюты, в которой определяется их номинал, установленной государством доходности (например, 3% от номинала) и курсовой (рыночной) надбавки.
 Рыночная цена золотого сертификата зависит от стоимости эквивалента золотого обеспечения (по номиналу) и премии. Максимальный размер золотого обеспечения по этой ценной бумаге – 10 кг, минимальный – 100г. Золотые сертификаты обычно котируются на Лондонской фондовой бирже, а ежеквартальный доход по ним определяется Лондонской биржей драгоценных металлов. Как правило, наминал золотого сертификата расчитывается как отношение суммы государственного займа к числу выпускаемых золотых сертификатов.
 Цена реализации облигаций Банка России (ОБР) определяется по итогам биржевых торгов. Рыночная цена государственных краткосрочных облигаций (ГКО) определяется на торгах в уполномоченных банках, на биржах. Она зависит от доходности конкретного выпуска, серии (транша). Номинальная цена ГКО устанавливается Государственной Думой в специальных законах об их выпуске. Доход по ГКО определяется как фиксированный процент от номинальной стоимости, выплачиваемый при погашении. Однако размер курсовой (рыночной) надбавки, рассчитываемой как процент к номиналу, весьма динамичен и зависит от конъюнктуры российского и мирового финансового рынка.

Факторы, определяющие рыночную стоимость ценных бумаг

 Рыночную стоимость, т.е. цену, за которую можно купить или продать определенный пакет ценных бумаг в данный момент времени с высокой степенью вероятности, определяют следующие факторы: вид ценных бумаг, их колличество, момент времени для сделки, форма и условия оплаты, вид сделки (покупка, продажа, залог).
 Существует целый ряд программ, позволяющих конструировать желаемую пропорцию активов различных типов, например, минимизирующую риск при
заданном уровне ожидаемой прибыли или максимизирующую прибыль при заданном уровне риска. В качестве меры риска инвестиций можно выбрать отраслевое
значение P/E (точнее, обратную величину, определяющую уровень ожидаемого рыночного дохода на инвестиции). Этот показатель отражает уровень «раскрученности» на фондовом рынке акций компании выбранной отрасли, а следовательно, и степень их ликвидности, колеблемость курсов идр. На его основе можно расчитать уровень неопределенности получения дохода и величину
стандартного отклонения доходности портфеля.

  Биржевое ценообразование

Биржевое ценообразование основано на оперативном учете основных свойств биржевого товара, конъюнктуры рынка, объемах аналогичного товара и зависит от большого числа факторов.

  Ценообразование на бирже характеризуется рядом определенных понятий.

Под базисной ценой подразумевается цена биржевого товара стандартного

качества со строго определенными свойствами.
Типичная (справочная) цена отражает стоимость единицы товара при
типичных объемах продаж и условиях реализации.
Контрактная цена – этофактическая цена биржевой сделки.
Цена спроса – цена товара, предлогаемая покупателем.
Цена предложения – цена товара предлогаемая продавцом.
Спрэд – это разрыв между минимальной и максимальной ценой.
Маржа – страховочный платеж, вносимый клиентом биржи за купленный или
проданный контракт или сумма фиксированного вознаграждения посреднику в

биржевых торгах.

   Объем

Объем отражает уровень активности игроков и инвесторов. Каждый элемент объёма отражает действия двух человек: один игрок продаёт акцию, а другой покупает её, либо один продаёт контракт, а другой покупает его. Объем за день равен количеству акций или контрактов, проданных в данный день.
Объем обычно изображают в виде гистограммы – ряда столбиков, высота которых отражает ежедневные объёмы (рис. 33). Обычно его рисуют ниже цен. Изменения объёма показывают реакцию «быков» и «медведей» на колебания цен. По изменениям объёма можно догадаться, что более вероятно: изменение или сохранение тренда.
Некоторые игроки игнорируют объем. Они считают, что в ценах и так отражается вся возможная информация о рынке. Они говорят: «Вы платите согласно цене, а не объёму». Профессионалы, однако, понимают, что анализ объёма может помочь им понять рынок лучше и играть успешнее.

Существует три разных единицы измерения объёма:


1. Фактическое количество проданных акций или контрактов. Например, объем Нью-йоркской фондовой биржи указывается этим способом. Это наиболее объективная единица измерения объёма.

2. Число заключённых сделок. Например, именно так Лондонская фондовая биржа определяет объем. Этот метод менее объективен, поскольку не различает сделку на 100 акций и сделку на 5000 акций.
3. Тиковый объем. Тиковый объем равен суммарному числу случаев изменения цен за данный промежуток времени, например, за 10 минут или за час. Он называется тиковым, потому что в большинстве случаев цена меняется каждый раз на один тик. Большинство бирж фьючерсов в США не сообщают объем за меньшие сроки, чем один день, и игроки в течение дня пользуются тиковым объёмом как оценкой.
Объем отражает активность продавцов и покупателей. Если вы сравните объёмы двух рынков, то узнаете, который из них более активный и более ликвидный. Вы будете меньше страдать от ликвидных рынков, чем от мелких рынков с малым объёмом.


Чтобы интерпретировать данные об объёме, вы должны сопоставить их с изменениями цен:

А. Рост объёма во время подъёма предвещает ещё более высокие цены. Покупайте.
В. Цены прыгнули при объёме более, чем в два раза превышающем средний. Это знак того, что тренд может измениться. Ужесточите остановки по открытым позициям.
С. Цены также высоки, как и в предыдущий раз, но объем значительно меньше. Эта дивергенция «медведей» указывает на вершину. Продавайте и начинайте играть на понижение.
D. Цены рухнули при паническом объёме. Такие климактерические минимальные значения обычно достигаются ещё раз. Ужесточите остановки по открытым позициям.
Е. Серебро падает в новый минимум, но объем меньше, чем в точке D – это типичное повторное достижение климактерического минимума. Закрывайте позицию и начинайте играть на повышение.
F. Новый максимум цен сопровождается увеличением объёма, аналогично точке А. Продолжайте удерживать позицию на повышение.

Психология толпы

Объем отражает степень финансовой и эмоциональной вовлеченности участников рынка, а значит и испытываемую ими боль. Сделка начинается с финансового вовлечения двух лиц. Решение продать или купить может быть принято рационально, но у большинства людей продажа или покупка вызывает эмоциональную вовлеченность. Продавцы и покупатели стремятся оказаться правыми. Они молятся, носят талисманы счастья и обращаются к рынку с просьбами. Объем отражает степень эмоциональной вовлеченности игроков.
Каждое изменение цен отнимает деньги у проигравших и передаёт их победителям. Когда цены растут, покупатели получают прибыль, а продавцы её теряют. Победители довольны и радостны, а проигравшие сердиты и подавлены. Куда бы ни двинулись цены, половине игроков будет больно. Когда цены растут, «медведям» больно, а когда падают – страдают «быки». Чем выше объем, тем больше боли на рынке.
Игроки реагируют на потери так же, как лягушки на горячую воду. Если вы бросите лягушку в кипяток, то от неожиданной боли она тут же выпрыгнет, а если вы поместите её в холодную воду и будете подогревать постепенно, то сможете сварить её живьём. Если резкий бросок цен ударяет по игрокам, они вздрагивают от боли и ликвидируют проигрывающую позицию. Многие неудачники могут быть очень терпеливы, если их потери растут постепенно.
Вы можете потерять кучу денег на таком сонном рынке, как рынок кукурузы, где каждый процент изменения цен стоит всего 50 долларов. Если кукуруза движется против вас всего на несколько центов в день, боль очень легко перетерпеть. Вы можете держаться, и эта мелочь сложится в потерю тысяч долларов. Резкие изменения цен заставляют проигравших сокращать потери в панике. Как только неудачники вымываются, рынок готов к тому, чтобы двинуться в обратном направлении. Тренд может долго продолжаться при среднем объёме и закончиться после его резкого повышения.

Кто покупает у игрока, стремящегося закрыть убыточную позицию на покупку? Это может быть игрок, который хочет закрыть свою позицию уже с прибылью. Это может быть спекулянт, который хочет войти в игру, поскольку цены слишком занижены; это может быть игрок, пытающийся сыграть на отскоке от дна и он действительно берет минимальную цену или же пополняет ряды неудачников.

Кто продаёт игроку, стремящемуся закрыть свою убыточную позицию на продажу? Это может быть удачливый инвестор, который хочет получить прибыль уже сейчас. Это может быть игрок пытающийся поймать максимум цен, поскольку, по его мнению, цены слишком завышены. Он берет позицию проигравшего, пытается вернуть своё и только будущее покажет, прав он или нет.
Когда продавшие сдаются в середине подъёма цен, они покупают, чтобы закрыть позицию, и толкают цены ещё выше. Это вовлекает ещё больше продававших и подъем питает сам себя. Когда проигрывающие сдаются во время спада, они продают и толкают цены дальше вниз. Падающие цены привлекают ещё больше ранее державших позицию и спад питает сам себя. Сдающиеся неудачники подталкивают тренд. Если тренд движется при постоянном объёме, то у него хорошие шансы на продолжение. Постоянный объем показывает, что новые неудачники заменяют ушедших с рынка. Тренду нужны свежие неудачники, как строителям пирамид были нужны свежие рабы.
Падение объёма показывает, что поток неудачников иссякает и тренд готов к развороту. Это происходит после того, как большинство неудачников поймёт, как они ошибались. Старые неудачники продолжают уходить, а новых уже не так много. Падение объёма показывает, что тренд готов к развороту.
Всплеск особо большого объёма также даёт сигнал о близости конца тренда. Это говорит о том, что массы игроков опустошаются. Возможно, вы вспомните, как держали проигрывающую позицию дольше, чем следовало бы и когда боль стала нестерпимой, избавились от неё, а рынок немедленно развернулся и двинулся в вашем направлении, но уже без вас! Это происходит раз за разом потому, что большинство новичков реагирует на стресс одинаково и сдаётся одновременно. Профессионалы не выжидают, если рынок их бьёт. Они быстро закрывают проигрывающие позиции и играют в противоположном направлении или ждут на обочине случая вновь войти в игру.
Объем обычно невелик в коридоре цен, поскольку в них мало боли. Люди чувствуют себя в безопасности при малых колебаниях цен. Им кажется, что рынок без тренда продлится вечно. Прорыв обычно сопровождается эффектным ростом объёма, поскольку неудачники бегут к выходу. Прорыв при малом объёме отражает слабую эмоциональную реакцию на новый тренд. Это говорит о вероятном возврате цен в пределы коридора.
Рост объёма во время подъёма цен говорит о том, что в процесс вовлекается больше покупателей и ранее открывших позицию на продажу. Покупатели готовы покупать даже тогда, когда нужно платить больше, и продающие с радостью им продают. Рост объёма показывает, что уходящие неудачники полностью заменяются новым урожаем неудачников.
Когда во время подъёма цен объем падает, это говорит о том, что «быки» теряют энтузиазм, и что меньше «медведей» ищут спасения. Умные «медведи» давно в стороне, а за ними ушли слабые «медведи», не перенёсшие боли. Падение объёма показывает, что топливо у подъёма кончается и тренд готов изменить направление.
Когда объем уменьшается при падении цен, это значит, что «медведи» менее возбуждены и меньше «быков» несётся к выходу. Умные «быки» продали давно, а слабые заканчиваются. Падение объёма показывает, что оставшиеся «быки» лучше переносят боль. Возможно, что их карманы глубже или они купили позже во время спада, или и то, и другое. Падающий объем показывает область, в которой нисходящий тренд готов пойти вверх.
Эти рассуждения справедливы и на малом, и на большом временном масштабе. В качестве эмпирического правила можно считать, что если сегодня объем больше, чем вчера, то сегодняшний тренд имеет хорошие шансы продолжиться.

Правила игры

Термины «большой объем» и «низкий объем» относительны. То, что низко для IBM, высоко для Apple Computer, а то, что низко для золота, высоко для платины и так далее. Эмпирически, «большой объем» на данном рынке должен быть по крайней мере на 25 процентов выше среднего за последние две недели, а «низкий объем» по меньшей мере на 25 процентов ниже среднего.
1. Большой объем подтверждает тренд. Если цены достигают пика и объем тоже достигает нового максимума, то вероятно, что цены, вновь достигнут пикового значения или превзойдут его.
2. Если рынок опускается в новый минимум, а объем даёт новый максимум, то вероятно, что этот минимум будет опять достигнут или превзойдён. На «климактерическом дне» цены во второй раз почти всегда оказываются при малом объёме, что даёт отличную возможность для покупки.
3. Если объем падает при продолжении тренда, то такой тренд созрел для поворота назад. Когда рынок поднимается к новому пику, а объем меньше, чем в предыдущем пике, ищите возможность продавать. Этот метод не очень хорошо работает на минимумах, поскольку спад может долго тянуться при малых объёмах. На Wall Street говорят: «Нужно покупать, чтобы поднять акции вверх, а вниз они могут падать от собственной тяжести».
4. Следите за объёмом во время отката в ходе тренда. Когда восходящий тренд прерывается спадом, объем часто подскакивает из-за лихорадочного снятия прибыли. Если откат продолжается, а объем уменьшается, значит «быки» больше не активны, или что ажиотажные продажи кончились. Когда объем сокращается, это показывает на то, что откат заканчивается и восходящий тренд готов продолжиться. Это хороший момент для покупки. Крупные нисходящие тренды часто прерываются подъёмом цен при высоком объёме. Когда слабые «медведи» вымываются с рынка, объем падает и подаётся сигнал к продаже.


Дальше>>Волновая теория Элиота.